среда, 13 марта 2013 г.






Правдиво только сердце…
 
(Литературно-музыкальный вечер,
посвящённый творчеству Расула Гамзатова
для учащихся 9-х классов)



Разработала
Заведующая ДО ЦГБ
Яхимович Е.В.



г. Нефтекумск
2013г.




Вступление
Здравствуйте, ребята! Мы рады видеть вас на нашем литературно-музыкальном вечере «Правдиво только сердце», посвященном творчеству Расула Гамзатова – народного поэта Дагестана.
Дагестан – страна гор. На склонах этих гор расположены многочисленные аулы. В одном из таких аулов, Цада, 8 сентября 1923 года родился третий сын, которого нарекли Расулом. Расул — имя “коранное”, священное, обозначает оно посланник.
В 9 лет он написал своё первое стихотворение, а через четыре года его стихи были опубликованы в местной газете «Большевик гор». Шли годы, Расул окончил школу, затем Аварское педучилище. Работал учителем, помощником режиссера, корреспондентом аварской газеты «Большевик гор», редактором аварских передач на радио.
Своё образование Гамзатов продолжил в Литературном институте имени М. Горького (1950). Сорок лет возглавлял Союз писателей Дагестана. За эти годы на аварском и русском языках, на многих языках Дагестана, Кавказа и всего мира вышли десятки поэтических, прозаических и публицистических книг, такие как «В горах мое сердце», «Высокие звезды», «Берегите друзей», «Журавли», «У очага», «Письмена», «Последняя цена», «Сказания», «Колесо жизни», «О бурных днях Кавказа», «В полдневный жар», «Мой Дагестан», «Две шали», «Суди меня по кодексу любви», «Сонеты» и многие другие, которые получили широкую популярность у любителей его поэзии.

1.     Гуманизм в стихах и высказываниях Р. Гамзатова
Творчество Расула Гамзатова – это единая книга, книга мудрости и мужества, любви и боли, молитв и проклятий, книга истины и веры, благородства и добра, мгновений и вечности. Поэт всегда был большим гуманистом. Его творчество переполнено любовью к жизни, людям, земле, миру, он был беспощадным борцом против всего злого, низкого, ничтожного на земле.
(Стихотворение «Земля – это люлька людская»)
Земля — это люлька людская.
Качается люлька с людьми.
Веками качается, нам намекая,
Что мы остаемся детьми.
А в люльке веками скулят не смолкая,
Веками ревут и ревут…
Качается люлька, такая людская,
Где маму веками зовут!

Одни в этой люльке от голода плачут —
Веками хотят молока,
Другие — веками от радости пляшут,
Любимую куклу схватив за бока!
А третьи хотят кувыркаться все время,
Устраивать трам-тарарам!
А эти все время сражаются с теми —
Как петухи по дворам!

Земля — это крепкая люлька людская.
Качается люлька с людьми,
Веками качается, нам намекая,
Что мы остаемся детьми.
А в люльке одним улюлюкает вьюга
В то время, как жарко другим…
И мы донимаем веками друг друга
То смехом, то плачем своим.

Просящий, дающий, скулящий, поющий,
Всяк сущий, какой-никакой,
Однажды — не дважды, не на ночь — навеки
Уснет в этой люльке людской.
Когда началась Великая Отечественная война, в тысячи домов пришла беда. Не обошла она и дом Гамзатовых: оба старших брата Расула пали смертью храбрых. Гибель братьев оставила кровоточащую рану в душе Расула. Стихи его мужали, становились значительнее, стали отличаться яркостью образов, возвышенностью чувств, глубиной мысли.
(Отрывок из стихотворения  «Нас двадцать миллионов»)
Нас двадцать миллионов
От неизвестных и до знаменитых,
Сразить которых годы не вольны,
Нас двадцать миллионов незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны. 
 
Нет, не исчезли мы в кромешном дыме,
Где путь, как на вершину, был не прям.
Еще мы женам снимся молодыми,
И мальчиками снимся матерям. 
 
А в День Победы сходим с пьедесталов,
И в окнах свет покуда не погас,
Мы все от рядовых до генералов
Находимся незримо среди вас. 
 
Есть у войны печальный день начальный,
А в этот день вы радостью пьяны.
Бьет колокол над нами поминальный,
И гул венчальный льется с вышины. 
 
Мы не забылись вековыми снами,
И всякий раз у Вечного огня
Вам долг велит советоваться с нами,
Как бы в раздумье головы клоня. 
         Расул Гамзатов был во многих странах Европы, Азии, Африки, Америки. Он был в гостях у многих известных государственных деятелей, у королей и президентов, писателей и художников. Спустя 20 лет после окончания Второй мировой войны Расул Гамзатов побывал в Хиросиме. Дань памяти жертвам этой трагедии он увековечил в  своих стихах: «Колокол Хиросимы», «Рояль Хиросимы», «Часы» и др.
(Отрывок из поэмы «Колокол Хиросимы» на фоне колокольного набата)
«Камень, срывающийся со скалы,
Где ляжешь ты через мгновенье?»
«В подножье горы, где, цвета золы,
Другие лежат каменья».

«Куда, моя песня, летишь чуть свет
В багровом предутреннем дыме?»
«К подножью холма Незабытых Бед!»
«Где же такой?»
«В Хиросиме!»

«Песня моя, в чужеземную даль,
Может, летишь ты без нужды?»
«Нет, не чужда мне чужая печаль,
Муки чужие не чужды!»

«Песня, на свете так много утрат,
И мертвые невоскресимы.
Что будешь ты делать?»
«Бить стану набат
В колокол Хиросимы!»

Пусть на столбе он гудит что есть сил,
Прикованный цепью опорной,
Об аде,который не выдуман был,
А явью был рукотворной.

Бью в колокол этот каждой строкой,
О том поведать желая,
Как вдруг испарившеюся рекой
Обернулась река живая.

Плакальщиц мира родная сестра,
Где в камень впечатались тени,
Встала обуглившаяся гора
Пред городом на колени.

Молю услыхать колокольный зов
Пламенем заживо стертых.
Жаль, что господь не доверил мне слов,
Что воскрешают из мертвых.
Там же в Хиросиме поэт узнал историю японской девочки Садако Сасаки. Она была поражена лучевой болезнью и поверила в легенду о том, что если вырезать из бумаги тысячу белых журавликов, то обязательно выздоровеешь. Садако лежала в госпитале и вырезала журавликов, но не успела и умерла. Эта история перекликается с кавказской легендой о том, что души воинов погибших на поле боя превращаются в белых журавлей. Так родилась, наверное, самая знаменитая песня Расула Гамзатова «Журавли», а позже, по предложению поэта, появился Праздник Белых журавлей, который отмечается 22октября.
(Звучит песня «Журавли»)
2.     Дань родной земле
Характерная черта произведений Расула Гамзатова – любовь к Родине. Он называл себя поэтом, воспевающим горы Дагестана. Но Дагестан – это не только страна гор, его можно назвать горой языков. Ведь там живут и трудятся десятки разноязычных народностей, скреплённых чувством братства и единства.
(Стихотворение «Мне ль тебе, Дагестан мой былинный…")
Мне ль тебе, Дагестан мой былинный,
Не молиться,
Тебя ль не любить,
Мне ль в станице твоей журавлиной
Отколовшейся птицею быть?

Дагестан, все, что люди мне дали,
Я по чести с тобой разделю,
Я свои ордена и медали
На вершины твои приколю.

Посвящу тебе звонкие гимны
И слова, превращенные в стих,
Только бурку лесов подари мне
И папаху вершин снеговых!
Поэт ещё в ранней молодости поставил перед собой задачу – прославить свой скромный народ на весь мир. Чтобы весь мир узнал о том, что на огромной планете Земля есть многонациональная республика Дагестан.
(Стихотворение «Люблю тебя, мой маленький народ»)
Умеешь ты печаль сурово
Встречать без слёз, без суеты,
И без веселья показного
Умеешь радоваться ты.

И не твои ль напевы схожи
С полётом медленным орла,
А пляски - с всадником, чья лошадь
Летит, забыв про удила.

Характер гордый твой не стёрся,
И в речи образность живёт.
О, как люблю я сердцем горца
Тебя, мой маленький народ!

В теснине горной, где повита
Туманом кряжистая цепь,
Душа твоя всегда открыта
И широка всегда, как степь.

Живёшь, с соседями не ссорясь,
Ты, сняв свой дедовский кинжал,
И я уже не тёмный горец,
И ты иным сегодня стал.

У ног твоих гремят составы,
С плеча взлетает самолёт.
Люблю, как сын большой державы,
Тебя, мой маленький народ!

Гамзатов гордился своей республикой, любил её историю. Эту любовь ему привил отец – Гамзат Цадаса. С малых лет он рассказывал сыну народные сказки, легенды, предания.
А сколько изящества, мягкости и лиричности в книге «Мой Дагестан», где автор знакомит нас со своими раздумьями об искусстве, поэте и его роли в жизни.
«Дагестан – ты мое лицо! Я запрещаю трогать тебя. Дагестан – ты мать для меня. Пусть помнят об этом все, кому придется со мной ссориться. Можно обидеть меня любым обидным словом — все стерплю. Но не трогайте моего Дагестана. Дагестан – моя любовь и моя клятва, моя мольба и молитва. Ты один – главная тема всех моих книг, всей моей жизни».
         Творчество Расула Гамзатова колоритно украсило мужественный образ Дагестана духовностью и самобытностью. Вместе с тем оно значительно расширило жанровую палитру национальной литературы. С Гамзатовым литература Дагестана прошла огромный путь и заняла достойное место в мировой культуре.
 (Звучит «Горская песня», танец)

3. Любовная лирика Расула Гамзатова
Любовная лирика – это, наверное, неотъемлемая часть творчества каждого поэта. Гамзатов не стал исключением. Его стихи о любви чисты и благородны, искренни и полны заботы и нежности. Любовная поэзия Гамзатова привлекает нас своей откровенностью, чистотой помыслов.
(Стихотворение «Завещание любви»)
     Завещала любовь:
     - Берегите меня
     Вы не в каменных душах
     бестрепетных скал,
     Берегите меня, как в дороге коня,
     Как для песни чунгур,
     как для мести кинжал.
     Завещала любовь:-
     - Берегите меня
     Не в мечети, где вас
     разделяет аллах,
     Берегите меня среди ночи и дня,
     Там, где жар оставляют
     уста на устах.
     Завещала любовь
     - Всем наследникам вы
     Накажите моих не оспаривать прав,
     Чтобы думой для каждой
     была голова,
     Мастерам колыбелей работу задав.
     Завещала любовь:
     - В неоплатном долгу
     Предо мной вы должны
     на земле пребывать.
     Как изделья свои на
     гончарном кругу,
     Стану вас я кружить
     и в огне обжигать.

            Жена и верная спутница поэта – его Патимат – первый человек, которому Гамзатов читал свои стихи, его первый критик. Любовь к ней он пронёс через всю жизнь, ей посвятил свои лучшие стихи.

(Стихотворение «Патимат»)

     Ты малюсенькой крошкой пришла
     В мир, который огромней громад.
     Мать кормила тебя, берегла:
     Патимат, Патимат, Патимат.
     Над твоею кроваткою - сны.
     В них ручьи молодые шумят.
     И дрожит отраженье луны:
     Патимат, Патимат, Патимат.
     Мчатся годы своим чередом,
     Две косички бедой мне грозят.
     Я шепчу под знакомым окном:
     "Патимат, Патимат, Патимат..."
     Мне объездить весь мир довелось,
     Тот, который и нищ, и богат,
     И за мною, как эхо, неслось:
     Патимат, Патимат, Патимат...
     Наши дочки чисты, как родник.
     На тебя восхищенно глядят.
     Словно доброе солнце для них -
     Патимат, Патимат, Патимат.
     Красоте твоей радуюсь я
     И твержу похвалы невпопад.
     Ты судьба и молитва моя:
     Патимат, Патимат, Патимат.
         Мало кто из мужчин в наше время способен на такое выражение своих чувств, на такое трогательное и нежное отношение к любимой женщине. Любовная лирика Расула Гамзатова очищает и облагораживает людские сердца.
(Стихотворение «Любимых женщин имена»)
     Встревожены земные шири,
     Но знаю способ я один,
     Как укротить в подлунном мире
     Воинственность его мужчин.
     Когда б мне власть была дана,
     Вершинам всем,
     являя разум,
     Я даровал бы в мире разом
     Любимых женщин имена.
     Чтоб опустились руки вдруг
     Пред картою у бомбардира,
     Пусть лучшей половины мира
     Глаголят имена вокруг.
     Когда б мне власть была дана,
     Неся ответственность пред веком,
     Я матерей бы имена
     Присвоил пограничным рекам.
     Еще дух рыцарства в чести,
     И, может, власть его опеки
     Переступить такие реки -
     Удержит воинов в пути.
     В честь просветления очей,
     Издав указ антивоенный,
     Назвал бы звезды во вселенной
     Я именами дочерей.
     И сразу бы на небе мира
     Не стало б в далях грозовых
     Ни одного ориентира
     Для самолетов боевых.
     И, обретя покой, планета
     Жила бы, радости полна...
     Звучат всегда в душе поэта
     Любимых женщин имена.
(Песня «Боюсь»)
4.     Судьба женщины-матери, женщины гор в творчестве поэта
Одна из важнейших тем творчества Расула Гамзатова – судьба горской женщины. Поэт сам был заботливым сыном, он жалел забытых матерей и осуждал сыновей, не выполняющих свой сыновний долг.
(Стихотворение «Матери»)
Мальчишка горский, я несносным
Слыл неслухом в кругу семьи
И отвергал с упрямством взрослым
Все наставления твои.
Но годы шли, и, к ним причастный,
Я не робел перед судьбой,
Зато теперь робею часто,
Как маленький перед тобой.
Вот мы одни сегодня в доме,
Я боли в сердце не таю
И на твои клоню ладони
Седую голову свою.
Мне горько, мама, грустно, мама,
Я - пленник глупой суеты,
И моего так в жизни мало
Вниманья чувствовала ты.
Кручусь на шумной карусели,
Куда-то мчусь, но вдруг опять
Сожмется сердце: "Неужели
Я начал маму забывать?"
А ты, с любовью, не с упреком,
Взглянув тревожно на меня,
Вздохнешь, как будто ненароком,
Слезинку тайно оброня.
Звезда, сверкнув на небосклоне,
Летит в конечный свой полет.
Тебе твой мальчик на ладони
Седую голову кладет.
 
Читая стихи Гамзатова, посвящённые матери, невольно задумываешься о своей маме и хочется преклонить колени перед самым родным своим человеком. На всех языках мира слово «мама» звучит одинаково ласково.
(Стихотворение «Мама»)
По-русски "мама", по-грузински "нана",
А по-аврски - ласково "баба".
Из тысяч слов земли и океана
У этого - особая судьба.
Став первым словом в год наш колыбельный,
Оно порой входило в дымный круг
И на устах солдата в час смертельный
Последним звоном становилось вдруг.
На это слово не ложатся тени,
И в тишине, наверно, потому
Слова другие, преклонив колени,
Желают исповедаться ему.
Родник, услугу оказав кувшину,
Лепечет это слово оттого,
Что вспоминает горную вершину -
Она прослыла матерью его.
И молния прорежет тучу снова,
И я услышу, за дождем следя,
Как, впитываясь в землю, это слово
Вызванивают капельки дождя.
Тайком вздохну, о чем-нибудь горюя,
И, скрыв слезу при ясном свете дня:
"Не беспокойся, - маме говорю я, -
Все хорошо, родная. у меня".
Тревожится за сына постоянно,
Святой любви великая раба.
По-русски "мама", по-грузински "нана"
И по-аварски - ласково "баба".
Поэма «Горя́нка» рассказывает о судьбе дагестанской девушки, не пожелавшей выйти замуж за нелюбимого человека. Действие происходит в аварском ауле Дагестана вскоре после войны. Поэт хочет воспеть в своей поэме простую горянку, чья судьба всегда была незавидна — как правило, она выходила замуж не по любви и была полностью подчинена мужу. Давайте посмотрим инсценировку отрывка из этой поэмы.
(Инсценировка отрывка из поэмы «Горянка»)
Автор: Экзамены кончились в школе
Последний вопрос и ответ.
Белеют на грифельном поле
Нестертые «игрек» и «зет».
Цвел мак на крутом косогоре,
Звенели напевы пичуг.
Шла Ася все дальше и вскоре
Своих повстречала подруг.
Одна ей сказала нежданно,
С лукавством аульской лисы:
Подруга: «Как станешь женою Османа,
Потребуй, чтоб сбрил он усы».
Ася: «Ты шутишь совсем неумело.
Понять я тебя не могу».
Подруга: «Поладить со свадьбою дело
Спешите не вы ль к четвергу?
Ещё поутру мне об этом
Фазу сообщила сама,
А ей под строжайшим секретом
О том говорила Шума.
К Шуме эта новость на рынке
Пришла от хромой Живгорат,
Она её, словно в корзинке,
Туда принесла от Айшат».
(Подруги уходят, Ася задумчиво…)
Ася: «Засватана я с колыбели, -
Автор: подумала девушка вдруг. –
Ася: И свадьба на этой неделе,
О чем узнаю от подруг.
Но разве я в том виновата,
Что, дружбу мужскую храня,
Отец обещал мой когда-то
Отдать за Османа меня?»
Автор: А мысли – тревожные пчелы –
Витают вокруг головы.
Мать в полдень вернулась с тяжелой,
Душистой охапкой травы.
Мать: «Темнеет, как будто бы к ночи, -
Автор: Сказала она у дверей, -
Мать: Дождь сено на крыше замочит,
Поди убери-ка скорей.
Спеши! Надвигаются тучи».
Ася: «Что сено! Подсохнет опять.
Сейчас помогла бы ты лучше
Собраться мне с мыслями, мать.
Болтают в ауле повсюду
(Тот слух меня в ужас поверг),
Иль правда, что выдана буду
Я замуж в ближайший четверг?
Ужель с окончанием школы, -
Прости меня, мама, прости, -
Хотите такой невеселый
Подарок вы мне поднести?
Иль есть у вас дочка другая,
А я лишь – обуза семьи?»
Мать: «Овечка моя дорогая,
Слова неразумны твои.
Зардевшись, как ветвь краснотала,
Бежать не спеши от добра.
Ты взрослою, доченька, стала,
Поэтому замуж пора».
Ася: «Знать, на душу, мама, - как странно! –
Ты взять не боишься греха,
Ведь я ненавижу Османа,
Постылого мне жениха».
Мать: «Дерзить ты мне будешь доколе?
Иль этому – вот времена! –
Была ты обучена в школе?
Ах, чтобы сгорела она!
Стара и больна я. До крика
Меня доводить ты не смей.
Калым принесли. Посмотри-ка
На это богатство скорей.
Сгруженные, встали горою
Пятнадцать мешков ячменя.
Подарок такой, я не скрою,
Обрадовал очень меня.
А серьги – жемчужная пара,
А кольцы – как звезды во тьме.
Не ценишь богатого дара.
В своем ли ты, дочка, уме?»
Ася: «Покорной овцой я не стану
И вновь проклинаю тот день,
В который гуляке Осману
Вы продали дочь за ячмень.
Пусть в дом к вам придут хоть с арканом
Дружки жениховские, мать,
Но знай, что в четверг аульчанам
На свадьбе моей не плясать.
Скорее провалится, рухнет
Бревенчатый наш потолок.
Прощайте!»
Автор: И, выйдя из кухни,
Шагнула легко за порог.

5.     Чувство долга в лирике Р. Гамзатова
Немало у него стихотворений о друге. В них сосредоточились достоинство, любовь к людям, верность товариществу, что отражает то вечное, что есть Кавказ.
(Стихотворение «Сказание о дружбе»)
Скажу я, коль спросят: «Чем жизнь дорога?» -
«Улыбкою друга, слезами врага!»
 Мой край затерялся средь скал и камней,
И меньше земли в нем, чем славы о ней.
Он не изобилен, как сказочный сад.
Он дружбою силен, любовью богат.
Однажды земляк мой, седой как гора
Почувствовал: с жизнью прощаться пора.
Но смерть, перед тем как скрутила его.
Сказала:
«А ну-ка скажи, человек,
Как жил ты, как прожил немалый свой век?»
И начал несчастный в последний свой час
О жизни некраткой короткий рассказ.
 Мол жил не тужил, не блудил, не грешил,
Хмельницкого пива не пил, табака не курил.
С утра и пока не ложился я спать,
Три раза кормился, молился раз пять,
Не лгал он, не крал он, хоть знал – не болтал.
Чужого не брал, своего не давал.
 И смерть, что известна своей простотой,
Ему улыбнулась:
«Ты жил, как святой!
Должно быть, о старец, что сед, как гора,
Друзьям приносил ты немало добра!
 И я, чтоб не ранить их верных сердец,
Готова конец твой отсрочить, мудрец.»
Старик седовласый как снег побелел:
Не то что друзей, он врагов не имел.
Воскликнула смерть:
«Если так, о мудрец,
Ты жил на земле, хоть давно уж мертвец!»
Готовься, тебя я с собою возьму,
Коль людям не нужен, ты нужен кому?»
Эй смерть, я твои одобряю слова,
Я враг твой заклятый, но здесь ты права.
Мы, люди, а значит без верных друзей
Труднее нам жить, умирать тяжелей.
Без дружбы погиб бы мой малый народ,
Великий лишь тем, что любовью живет.
Нам верная дружба и песни о ней
Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.
Как и все горцы, Гамзатов высоко ценит настоящую дружбу. Чувство долга и чувство дружбы – самые важные для мужчины. Даря свою дружбу и любовь своим близким, Гамзатов получал взамен те же, а, может быть, ещё более сильные чувства.
«Расула Гамзатова я люблю, как настоящего брата… Его нельзя не любить… Чувство любви льётся через край его доброго и щедрого сердца. Его хватает всем: своему родному Дагестану, трудовому человеку, любимой женщине, прекрасной родной природе, героизму защитника Отчизны, всей великой нашей Родине…», - так отзывался о Гамзатове его друг и коллега литовский поэт Эдуардас Межелайтис.
(Песня «Берегите друзей»)
Заключение
Отмечая свои 80 лет в сентябре 2003 года, Расул Гамзатов просил у судьбы, у Бога ещё хотя бы один год жизни, чтобы привести в порядок свои «земные дела». Но всего через два месяца после юбилея, 3 ноября 2003 года, сердце поэта остановилось.
Ушел из жизни мудрый человек.
Гостеприимный, на друзей богатый.
Поэт, воспитавший наш двадцатый век –
Ушел Расул Гамзатов.
Похоронен он был в Махачкале на кладбище у подножия горы Тарки-Тау, рядом с могилой жены, его Патимат.
Память о нём навеки останется в сердцах его многочисленных читателей. Поэт жив, пока живут его творения. И как говорил сам Расул Гамзатович: «Пусть наши имена, наши песни, наша честь, наши доблесть и мужество не уйдут в землю, в небытие, а останутся назиданием для будущих поколений. Пусть добрые люди пребывают в добре, а плохие станут добрыми…».
(Звучит песня «Журавли»)



1 комментарий: